В Сумах охранники супермаркета заставили сумчанина заплатить за товар, который он не воровал

Что делать, если в магазине вас задержала охрана, а вы точно не виноваты?

Каждый день мы делаем покупки в магазинах и супермаркетах и, как правило, не ждем подвоха от привычных действий. Но иногда ситуация явно выходит за рамки обычной: кто-то обнаруживает в своих покупках просроченный или испорченный товар, кто-то — прибавку в чеке, а кого-то охрана просит показать содержимое сумки, подозревая в воровстве…

С сумчанкой Надеждой Владимировной (имена изменены) и вовсе произошла крайне неприятная история, с которой пожилая женщина обратилась в редакцию:

— Мы с моим взрослым сыном весь день ездили по делам. Возвращаясь домой, вспомнили, что нужно купить хлеб и крупу, и заехали в супермаркет по пути. Я осталась ждать в машине, а сын отправился за покупками — и пропал. Его долго не было, телефон он не брал — а потом позвонил и сказал, что его задержали охранники, обвиняют в воровстве двух чекушек. Утверждают, что в какие-то дни он приходил в магазин, брал с витрины водку, на витрине не хватает двух бутылок — и показывают ему запись на мобильном. Я оставила машину, зашла в магазин, мне рассказали то же самое, сказали: он был здесь утром в девять часов. Я объяснила, что в это время мы ездили по делу на Кондратьева. И на фото вовсе не он — у него нет такой одежды, да и не стал бы он этого делать — он сам 16 лет проработал в охране! Но охранники настаивали на своем. Вызвали полицию.

Читать также: Стартував Всеукраїнський конкурс на кращий шкільний туалет

Полицейские поговорили с сыном и с охранниками. Те потащили его к кассе — мол, плати или поедешь на Первомайку. И пока я разговаривала с патрульными, сын все-таки заплатил за якобы украденные бутылки около ста гривен. Как он потом объяснил мне — побоялся, что его в полиции изобьют и обвинят в краже, решил, что так будет меньше проблем. Чек у него сразу забрал охранник.

Когда мы сели в машину и тронулись с места, полицейские, приезжавшие на вызов, поехали за нами. Остановили нас буквально через несколько метров — якобы чтобы проверить сына на алкоголь. Он не пьет, недавно лежал в больнице, конечно, проверка на месте не показала никакого алкоголя. Тогда они прицепились, что у нас слабо светит одна из лампочек, освещающих номер. Остановили другую машину, пригласили ее водителя и пассажира в качестве понятых и начали оформлять нарушение. Выписали еще и штраф — 170 грн…

Понятно, что без чека, подтверждающего покупку водки, без официального обращения в полицию, без тщательного разбора доказательств с обеих сторон невозможно установить, кто прав в этой истории. То ли охрана сбила стоимость пропажи с первого попавшегося неуверенного в себе человека, то ли действительно задержала повадившегося в магазин вора… Как мы узнали, охранники супермаркета абсолютно уверены в своей правоте и были готовы доказывать ее в полиции. Но на сегодня официальное разбирательство уже практически невозможно.

Читать также: Іноземця, який відбував на Сумщині покарання за розбій та бандитизм, депортують

Что же вообще делать в таких ситуациях? Как доказать свою правоту, если вас обвинили в краже? Каким должен быть алгоритм действий, если в супермаркете что-то пошло не по плану? Об этом мы спросили сумского юриста-правозащитника Владимира Кондратюка:

— Если вас на выходе из магазина самообслуживания остановила охрана и обвиняет в краже, а вы этого не делали, то не нужно пугаться. Включайте на телефоне видеозапись и фиксируйте происходящее. Вы можете не предъявлять охраннику ни сумку, ни карманы. Вызывайте полицию, пишите заявление о нарушении ваших прав (удерживали силой, обвиняли в преступлении, пытались залезть в личные вещи и т.д.).

Охранник не вправе требовать от вас документы, задерживать вас силой и обвинять в чем бы то ни было.

Не бойтесь проехать с полицейскими в горотдел для дачи объяснений, например. Никто вас там не тронет.

Повторюсь, всю эту неприятную ситуацию нужно фиксировать на видео (никто не может вам этого запретить). И обязательно всегда берите и сохраняйте чеки. Они смогут доказать покупку некачественной продукции, если вы захотите ее вернуть, время, в которое вы были в магазине, оплату приобретенных вами товаров и пр.

Ярослав Берест ВШ

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *